Регистрация Войти
Вход на сайт
Реклама
Реклама
  Реклама   Реклама  Реклама 
» В театр привел сам бог

В театр привел сам бог

01.09.20
Автор: magnetit
Просмотров: 1 138
Комментариев: 0

В театр привел сам бог

Пожалуй, в Рудном мало людей, кому не откликнутся названия «Современник», «Рампа». А поколение постарше еще помнит и агитбригаду «Сигнал». Все эти названия тесно связаны с именем человека, хорошо знакомого каждому горожанину, кто хоть как-то причастен к искусству. Зовут ее Лилия Гайнутдинова, она – режиссер театра «Рампа», воспитавший не одно поколение талантливых рудничан. И сегодня Лилия Ибрагимовна отмечает свое 80-летие.


– В моей семье нет ни одного театрала, людей искусства. Так что это точно не наследственное, – смеется она. – В городе Кыштыме Челябинской области, откуда я родом, своего театра не было, зато был приезжий. Я страсть как любила это дело. Билет стоил 35 копеек, и я откладывала всю неделю по 5 копеек, которые мама давала с собой в школу на булочку. А после постановок возвращалась домой и писала письма артистам, рассказывая о своих эмоциях и впечатлениях: тут, мол, сыграли хорошо, что даже прослезилась, а здесь сфальшивили, я вам не поверила. Конечно, эти письма я никуда не отправляла, они так и оставались лежать на моем столе.
Вдохновение театром в старших классах заметно окрепло, и восьмиклассница Лиля отважилась сделать то, за что сейчас бы не осмелилась взяться – поставила отрывок из «Молодой гвардии». А сама сыграла в ней роль активистки Любы Шевцовой.
После школы решила поступать на исторический, но и тут судьба внесла свои коррективы, и вновь все события сложились так, что активистка Лиля оказалась в Челябинском культурно-просветительском училище. На творческом экзамене она сыграла настолько убедительно, что комиссии не оставалось ничего, кроме как принять ее. И это несмотря на то, что все сроки приема к тому моменту уже прошли.
Первым местом работы стал Челябинский детский дом №1. Спустя год, в 1961-ом она продолжила учебу в Москве. К моменту окончания ВУЗа мама Лили уже обустроилась в Рудном, куда приехала по путевке поднимать целину. И дочь хотела быть поближе к матери, поэтому всем своим существом она стремилась попасть в горняцкий городок, возводившийся с нуля. И ей это удалось. Как, впрочем, и все, за что она берется в жизни.
Здесь режиссера с красным дипломом назначили художественным руководителем Дома культуры «Строитель». Но Лилии Ибрагимовне этого оказалось мало, вскоре она возглавила театр «Современник» и «закипела» творческая жизнь Рудного. Параллельно этому она руководила работой агитбригады «Сигнал», которая стала своеобразным рупором правды, рассказывая о достижениях и поражениях людей труда. Образцовая деятельность «сигналистов» позволила им объехать казахстанскую часть советско-китайской границы, большую часть городов вдоль БАМа (Байкало-Амурская магистраль) со своей программой.
Когда открылся новый дворец культуры «Горняк», Лилия Ибрагимовна перешла работать туда, дав большой импульс развитию театрального искусства. Последующую четверть века женщина посвятила работе в школе №2 – в те годы она как раз работала по направлению «эстетического воспитания». Много сил и труда было вложено в эту работу. И когда она перешла в рудненский ДВОК (Детский воспитательно-оздоровительный комплекс) ее воспитанники – учащиеся школы №2 продолжили заниматься у любимого преподавателя.
За девять лет плодотворного труда немало было успешных постановок и аншлагов. Самыми памятными, эмоциональными и победоносными оказались работы «Услышь меня, мама», принесшая первое место в областном смотре художественной самодеятельности, и «Маленький принц», поставленный на четырех языках. Благодаря ему на республиканском смотре команда Гайнутдиновой из маленького городка Рудный попала в тройку лидеров, уступив лишь артистам из Алматы и Астаны.
Говорят, что о профессионализме учителя лучше всего расскажут успехи его учеников. Имена подопечных Лилии Ибрагимовны известны далеко за пределами нашего города: Евгений Паперный – актер Академического театра Украины, играет в кино, Мария Иванова, некогда учащаяся школы №2, сейчас живет и работает в Санкт-Петербурге, Александр Лиопа долгие годы трудился главным режиссером Костанайского областного русского драмтеатра, Александр Фердман уехал в Израиль и сейчас реализует свой актерский потенциал в этой стране.
Сейчас свой фонтан созидательной творческой энергии Лилия Ибрагимовна реализует в театре «Рампа». Это особенный театр, в нем, в основном, играют ветераны труда и он полностью бесплатный. Спонсоров у него нет, поэтому костюмы, декорации и прочая атрибутика – все из дома. Но это не мешает им собирать полные залы благодарных зрителей. Процесс идет, и на подходе уже 11-ый спектакль.
Когда-то, лет 15 назад, Лилия Ибрагимовна по просьбе сына переехала в Москву. Чтобы быть ближе к родным людям. Внушительный послужной список и успешная деятельность позволили без труда найти работу в мегаполисе. Школу, где работала женщина, едва ли не каждую неделю посещал тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков. Но при всем благополучии там она чувствовала не на своем месте. Поэтому и вернулась в Рудный, где родным стало все: от узких улочек до улыбок людей.
Единственные и неповторимые
Салимгерей Бексеитов, председатель городского Совета ветеранов: «Лилию Гайнутдинову знаю очень давно как яркую творческую личность, профессионала своего дела, человека с сильным внутренним стержнем. Около пяти лет назад я обратился к ней с предложением о создании собственного театра. Среди наших ветеранов много талантливых людей, у которых еще полно энергии. Лилия Ибрагимовна отозвалась, отобрала актерский состав, и вскоре на первый спектакль собрался полный зал людей. Такой результат вдохновил творческий состав, поэтому через два месяца они выступили уже с новой постановкой.
За годы работы театра были выездные спектакли в Костанае и Качаре. Это ли не успех? Нужно сказать, что наш театр ветеранов труда единственный в своем роде во всей республике. И во многом это заслуга Лилии Ибрагимовны».
Один на двоих день рождения
Ольга Пегасова, актриса театра «Рампа»: «К Лилии Ибрагимовне я пришла в 23 года уже сформировавшейся личностью и актрисой. Помню свой первый день в театре, когда вернулась в Рудный, представляя меня другим ребятам, учитель так и сказала: «Знакомьтесь, прима Тарановского театра – Ольга Пегасова!». В этом даже была какая-то ирония.
На самом деле, с Лилией Ибрагимовной нас связывает гораздо большее, чем отношения режиссера и актрисы. Начнем хотя бы с того, что у нас дни рождения в один день. А еще в театре я, как и многие другие, встретила свою судьбу, будущего мужа. На этот счет у нас была даже такая частушка: «С неба звездочка упала на седьмую линию, мне в театре изменили девичью фамилию!».
Самым запоминающимся временем для меня стал период, когда мы в составе агитбригады «Сигнал» отправились по городам вдоль советско-китайской границы. От заставы до заставы. У нас был чудесный проект «Знакомьтесь, я – город Рудный». Мы рассказывали своим зрителям в стихах и песнях о нашем горняцком городе, его жителях и трудовых подвигах».
Мой первый учитель
Наталья Кудрявцева, режиссер театров «Бац» и «Светлячок»: «После школы я пошла учиться на машиниста крана и параллельно стала посещать занятия в театре. Именно этот период и мастерство Лилии Ибрагимовны подтолкнули меня к тому, что после училища я поступила на режиссера и стала тем, кем я сейчас являюсь. После практических знаний, которые я получила у нее, теория давалась мне гораздо легче.
Я благодарна своему наставнику за то, что она привила мне одно качество – коллективизм, чувство ответственности за общее дело, когда ты не имеешь права подвести других. Это качество я теперь стремлюсь воспитать у своих подопечных».



Айнагуль ОСПАНОВА
Фото из личного архива
Натальи Кудрявцевой

Категория: ---
Теги:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии (0)
Оставить комментарий
Введите код
с картинки:*
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив