Регистрация Войти
Вход на сайт
Реклама
Реклама
  Реклама   Реклама  Реклама 
Последние новости
7-06-2021, 16:21
932
0
» «Второе дыхание» карьеров

«Второе дыхание» карьеров

26.04.21
Автор: magnetit
Просмотров: 802
Комментариев: 0

Наступивший 2021 год стал юбилейным сразу по нескольким событиям в «жизни» пионеров горно-добычной деятельности АО «ССГПО»: Сарбайского и Соколовского карьеров. Начав свою жизнедеятельность в 1955-1956 г.г. в настоящее время эти карьеры являются ветеранами горного производства и пережили несколько реконструкций. Каждая такая реконструкция дала карьерам «второе дыхание» и продлила срок их существования, что в свою очередь позволило сохранить рабочие места многочисленному коллективу Сарбайского горнодобычного цеха и поддержать экономическую стабильность в регионе.


Одними из таких юбилейных событий для Сарбайского карьера является 5-ти летие начала реконструкции Восточного борта карьера и внутреннего отвала. Базой для проведения горных работ являлось внедренное рационализаторское предложение «Реконструкция восточного борта Сарбайского карьера с целью вовлечения в разработку запасов руд Восточного рудного тела. Увеличение приемной способности внутреннего отвала» под авторством Советника вице-президента по производству Александра Сумина, начальника Отдела технического развития и технологии Евгения Калюжного и Технического руководителя по горным работам Ержана Азимкалиева.
Дело в том, что в Сарбайском карьере добычные работы на глубинных горизонтах должны были остановиться еще в 2019 году и масштабная реконструкция позволила продлить срок существования основного карьера до 2027 года путем вовлечения в разработку дополнительных запасов руды в объеме 44,3 млн.тонн с высоким содержанием железа и низкими затратами на их добычу за счет малого коэффициента вскрыши. Самым сложным моментом в реализации данной идеи являлась задача поиска технологических решений по реорганизации железнодорожной транспортной схемы, так как в предполагаемой зоне ведения горных работ Восточного борта карьера в диапазоне отметок -106/-160 м находилась железнодорожная инфраструктура, связывающая внутрикарьерные рудные и породные склады со станциями на поверхности.

Однако авторы идеи успешно решили эту задачу и уже в апреле 2016 года, после проведения предварительных работ по переносу железнодорожной инфраструктуры, на Восточном борту были начаты работы по отгрузке горной массы. Попутно, благодаря внедренным идеям по реорганизации железнодорожной схемы, была увеличена емкость внутреннего отвала почти на 12,0 млн.м3 за счет переноса в/к перегрузочного склада горизонта -160м. Это позволило отказаться от эксплуатации скального перегрузочного склада и полностью остановить работы на Объединенном отвале, что дало экономический эффект более 2,0 млрд. тенге. Кстати в следующем году коллектив Сарбайского ГДЦ празднует еще одну важную веху в развитии карьера – 10 лет начала работ по отсыпке внутреннего отвала в отработанной северо-западной части карьера.
Это очень редкое событие для таких гигантов, как Сарбайский карьер, так как применяемая углубочная система разработки в большинстве случаев не позволяет производить отсыпку отвала внутри карьера из-за технологических особенностей и тем самым избавиться от дорогостоящего процесса отвалообразования на поверхности, а самое главное, улучшить экологическую обстановку за счет сокращения эмиссий вредных веществ и пыли в окружающую среду. И даже это проектное решение, на тот момент специалисты технического отдела Сарбайского РУ Евгений Калюжный и Ержан Азимкалиев, смогли еще более улучшить, тем самым добившись значительного экономического эффекта и снизив необходимые трудовые затраты на реализацию этого мероприятия.
Для другого железорудного гиганта – Соколовского карьера, 2021 год знаменателен 10-летней датой начала реконструкции карьера с целью поддержания производственной мощности. Тогда, в далеком 2011 году, на восточном борту карьера с самой поверхности были начаты вскрышные работы, которые производились экскаватором ЭШ-10/50 с погрузкой в железнодорожные составы. Первоначально Проектом предусматривалась реконструкция только восточного борта, однако в дальнейшем Проект был пересмотрен, и уже планировалось вовлекать в разработку еще южный и западный борт карьера. При такой реконструкции в дальнейшем планируется вовлечь в добычу более 38 млн.тонн железной руды. За 10 лет объем вынутой рыхлой вскрыши составил более 13,3 млн. кубометров, в настоящее время уже 5 единиц мощного выемочного оборудования продолжают горно-капитальные работы, что позволит уже в 2023 году вскрыть рудные площади восточного борта карьера. Данная реконструкция предполагает продление срока службы карьера до 2034 года с ежегодной производительностью до 4 млн.тонн по руде.
Учитывая, что с начала разработки карьеров прошло более 60 лет и из недр месторождений добыто более 1,2 млрд.тонн железной руды, ветераны горной разработки АО «ССГПО» не собираются сдаваться и имеют значительные резервы совершенствования производства, что позволяет им не только оставаться в строю, но и показывать наилучшие технико-экономические показатели среди всех активов нашего предприятия.


Евгений Калюжный,
начальник отдела
технического развития
и технологий АО «ССГПО»
Фото Елены Артемовой

Категория: ---
Теги:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии (0)
Оставить комментарий
Введите код
с картинки:*
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив